Макао: одна страна — две системы

Макао: одна страна — две системы

В эти выходные в Макао, бывшей португальской колонии, а ныне особой административной зоне Китайской Народной Республики, должны состояться выборы главы администрации.

Перед этим событием гражданские инициативные группы провели неофициальный референдум, на котором жителям Макао предстояло определить новую форму выборов, к которым они на данный момент не допущены. Главу администрации выбирает специальная комиссия, что гарантирует властям Пекина полный контроль за результатами выборов. Местные лидеры «народной оппозиции» не сомневаются, что в результате выборов по старой схеме автономию вновь возглавит Фернандо Чуй, который находится на этом посту более 5 лет. В то же время, жители Макао рассчитывают, что всенародные выборы главы администрации приведут к демократизации жизни. Пекин не признал референдум, а несколько активистов были задержаны за «незаконный сбор личных данных граждан». Тем не менее, референдум быстро перекочевал в сеть, где собрал большое число голосов, поддерживающих всенародные выборы.

Чтобы понять отношения Пекина и автономий Гонконга и Макао, следует отметить, что эти две территории, хоть и входят в состав КНР, живут по иным законам, и сохранили демократические институты. Макао был возвращен Китаю в конце 90-х годов прошлого века, и получил особый статус, который позволяет этой, сравнительно небольшой, территории иметь собственную валюту, определять таможенную и эмиграционную политику, отдавая на откуп Китаю лишь проблемы безопасности и внешней политики. Властям Пекина приходится делать ставку не на силу, а договариваться с руководителями областей (впрочем, пока Пекину это удается, и пока удается неплохо). Вероятно, особый статус будет сохранен до середины 21-го века, если в ближайшее время не произойдет серьезных потрясений.

На данный момент Макао проживает около 600 тысяч человек, и эта территория является  крупнейшей в мире игровой зоной.

Если в конце 90-х властям автономии приходилось решать проблемы борьбы с преступностью, пресекать потоки наркотиков и бороться с интернациональной проституцией, сегодня перед территорией стоят более серьезные задачи. Игровым заведениям Макао удалось обогнать по денежному обороту все известные игровые центры, включая Монако и Лас-Вегас. Если всего 10 лет назад власти вынуждены были искать инвесторов, сегодня денег достаточно для приглашения дорогостоящих специалистов игровой индустрии со всего мира и бизнес-аналитиков, которые скорректируют программу развития. Экономика Макао активно развивается, рост ВВП автономии — более 5%, а в некоторых отраслях — до 10% в год. Естественно, такой рост вряд ли продлится долго: пока Макао активно догоняет Гонконг, развивая финансовый сектор.

Особое положение Макао на данный момент выгодно всем, кроме отдельных социальных групп. Добраться до игровых автоматов и рулеток для жителей Китая непросто: им необходимо получать специальное разрешение, которое позволяет посещать Макао два раза в год. Власти Пекина не заинтересованы в том, чтобы жители континента разбазаривали заработанное в игорных домах, но при этом понимают, что китайцам необходимо где-то «выпускать пар», и лучше, если это будет происходить на территории КНР. Макао находится в привилегированном положении, так как до сих пор обладает демократическими институтами управления, и более мощной социальной системой. До недавнего времени Макао часто посещали женщины, желающие родить ребенка на этой территории; в соответствии с местными законами, они имели возможность получить хорошее пособие и качественную медицинскую помощь. Естественно, это негативно влияло на бюджет.

Самая развитая часть индустрии, игорный бизнес, находится на подъеме, тем не менее, совсем недавно прошла серия забастовок работников игорных домов: работники требовали увеличения заработной платы и улучшения условий труда. Несмотря на сверхдоходы владельцев казино, рядовые работники получают весьма скромную зарплату. На примере Макао мы можем наблюдать процессы, которые в свое время проходили во всех цивилизованных странах мира в 19-20 веках — развитие современной экономической модели, выход на мировой рынок, повышение уровня жизни отдельных групп, повышение требований квалифицированных специалистов. До пересмотра статуса автономии Макао осталось 35 лет; вероятно, за эти годы мы успеем увидеть многое из того, что рассказывают школьные учебники истории.

0
0