В современном мире очень легко и просто выпасть из обоймы. Только вчера ты был читаемым и перспективным автором, а уже сегодня на литературной обочине.Но это утверждение не касается автора мировых бестселлеров японца Харуки Мураками. Каждая его книга почти моментально становится бестселлером, её ждут миллионы приверженцев по всему миру, не знающих даже, о чём, собственно, пойдёт речь на этот раз. Мураками занимает такую уникальную нишу в той глыбе литературной продукции производимой в мире, что кажется — его авторитет непререкаем. Тем не менее, фантастические цифры продаж могут сыграть с нами, покупателями, злую шутку и мы ослеплённые звездой писательского дара и мнениями других людей не сможем сами глубоко и личностно прочувствовать строки попавшего нам в руки литературного творения. Не сможем почувствовать дружеское тепло и участие прочитанной нами книги.
Не всегда проза Мураками полна душевной гармонии и согласия, наоборот — это всегда проблемные произведения, граничащие по своему внутреннему накалу со сверхчеловеческими возможностями. Борьба со злом ведётся на грани реальных человеческих возможностей, авторам часто используется мистика и погружение в пограничные состояния.У нас в руках новая книга Мураками «1Q84» (2009, 2010). Сложно найти слова для гармоничного и краткого представления этого произведения. Этот роман обладает таким свойством как многослойность.
Во-первых, «1Q84» — роман с лихо закрученной главной сюжетной линией, все действия которой происходят вокруг женщины — серийной убийцы. Она является своеобразной одиозной личностью религиозного культа, замешанной в бесчеловечных актах насилия, а также молодой красавицей-незнакомкой, пишущей фантастический роман. Начало истории спокойное, типичное для всех литературных произведений Мураками, даже в чем-то бытовое, но вскоре всё приходит в движение неподвластное пониманию.Вот мы, кажется, и нащупали первый, лежащий на самой поверхности слой романа «1Q84». Идя дальше, мы обнаруживаем, что, образно выражаясь, одной ногой мы твёрдо стоим в реальном мире, а другой погрязаем в области литературной фантастики и иллюзии. Название новой работы Харуки Мураками напрямую связано с названием романом Джорджа Орвелла (George Orwell) «1984». Однако его литературные герои живут не в 1984, а 1Q84 году и действие разворачивается как бы в параллельном измерении.Третий слой или подтекст книги можно нащупать, уловив в произведении протест против попрания свободы личности. Существующее во все времена противостояние родителей и детей, представлено в этом романе культовыми обрядами и неоправданным бытовым насилием. Роман «1Q84» – это также история любви, любви на японский манер: мальчик и девочка влюбляются друг в друга ещё в подростковом возрасте. Долгих двадцать лет они хранят верность своим чувствам и надеются на встречу.И, наконец, «1Q84» является образцом прозы высокой пробы. Это ещё одно доказательство того, что читатели не будут обмануты в своих ожиданиях. Чувство словесной красоты и упорядоченности, заложенное Мураками ещё с раннего детства, не иссякло.В 2009 году, когда Мураками закончил работу над книгой «1Q84», он находился приблизительно в том возрасте, в котором был Достоевский, когда опубликовал свой последний роман «Братья Карамазовы». Роман «1Q84» читается на одном дыхании, как будто он, Мураками, вложил в него всё своё накопленное профессиональное мастерство. Автор на его страницах попытался создать своего рода самостоятельную вселенную. Однако подобные амбиции непрочны, и даже для Мураками это оказалось не под силу. Здесь следует отметить, что прославленный мастер пера Харуки Мураками в этом своём двухтомном произведении, не в полной мере решил поставленные им же сами задачи. Иногда он увлекается, используя при этом свой превосходный стиль и технику письма, что приводит к определенным сложностям в правильном восприятии и понимании его читателем.